ДК Рассвет и OpensoundOrchestra завершают цикл концертов, посвященных струнным квартетам Белы Бартока. В рамках цикла их сопровождают струнные квартеты других композиторов, напрямую связанные с его музыкой.
Свой шестой — и последний — струнный квартет Барток пишет в Швейцарии в 1939 году. Вторая мировая война начинается прямо во время работы над партитурой. Параллельно у Бартока начинаются проблемы со здоровьем — боли в правом плече окажутся предвестником лейкемии, которая унесет его жизнь всего через несколько лет, в 1945 году. Сочиняя квартет, он лихорадочно размышляет об эмиграции и, завершив его, переезжает с семьей в Америку.
Все это может объяснить, почему каждая из частей этого квартета помечена указанием «Mesto» («Печально»). Резкая, диссонантная фактура, частые смены ритма и микротональные расщепления не меняют общего характера квартета: это поминки по неслучившемуся будущему и отпевание прекрасного прошлого. Архивы композитора показывают, что изначально он планировал завершить его быстрой танцевальной частью в румынском духе, но поменял планы — финал стал медленным и строгим.
Барток берет партитуру квартета в Америку — впервые он будет исполнен в Нью-Йорке в 1941 году. Это одно из последних написанных и исполненных сочинений Бартока.
Второй квартет Дьёрдя Лигети — сочинение зрелого периода, написанное в 1968 году. Здесь привычный разговор между участниками квартета сменяется работой с текстурами и микрополифонией: звуковая ткань медленно меняется, как будто под микроскопом. Пять контрастных миниатюр образуют единую драматургию. От Бартока здесь — острота ритма и телесность звука; от Лигети — новый взгляд на время и фактуру.
Бела Барток. Струнный квартет № 6
Дьёрдь Лигети. Струнный квартет № 2
Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Ксения Жулева, альт
Ольга Калинова, виолончель
OpensoundOrchestra — это сообщество ведущих музыкантов Москвы, которые специализируются на современной музыке. Легко трансформируясь из симфонического оркестра в ансамбль солистов и струнный квартет, они участвуют в самых смелых музыкальных проектах, охватывающих как новейшее звуковое искусство, так и смежные территории — барокко, классики, театральной и киномузыки.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.