В начале XVIII века в Париже разгорелся «спор вкусов» — попытка сперва противостоять нашествию модной итальянской музыки, а затем примирить «ясный» французский и «страстный» итальянский стили. В программе концерта представлена французская барочная музыка, в которой легко расслышать итальянское влияние — и отголоски этой полемики, продолжавшейся почти полвека.
«Королевский» концерт № 7 соль минор Франсуа Куперена прямо демонстрирует, что эти вкусы могут не соперничать, а дополнять друг друга в рамках одной пьесы, — он входит в цикл «Les Goûts réunis» («Объединенные вкусы») и программно заявляет о смешении французской танцевальной традиции и итальянской концертности. Шесть частей концерта соединяют «дворцовую» танцевальность (allemande, gavotte, sarabande) с итальянской виртуозностью — это танцевальная музыка, предназначенная для внимательного прослушивания.
Два концерта Рамо, пятый и первый, — это зарисовки с натуры: каждая пьеса — живой портрет или характерный набросок. Части пятого концерта — именные, посвящены гамбисту Антуану Форкре (это был свадебный подарок Рамо), балерине Марии-Анны Кюпи и гамбисту Марену Маре. Пьесы из концерта № 1 посвящены, соответственно, посольству Порты («La Coulican», турецкая экзотика), парижскому театральному антрепренеру Ливри («La Livri»; пьеса, полная бурлеска) и модному парку-курорту в пригороде Парижа («Le Vézinet»; легкая «лебяжья» пастораль).
В обоих концертах клавесин играет не подчиненную, а солирующую роль — скрипка и виола да гамба отступают на задний план, поддерживая его виртуозное полифоническое письмо. Или, как писали в газетах того времени, хваля изящество концертов, «клавир дает пример скрипке». Это прямой ответ Рамо на парижский успех сочинений Корелли и Скарлатти, сонат Мондонвиля и Лёрю — он предлагает свой, то есть французский вариант решения той же задачи, но осознанно пользуется всеми броскими итальянскими приемами.
Наконец, трехчасовая кантата «Диана и Актеон» долгие годы также приписывалась Рамо, однако впоследствии выяснилось, что ее написал Жозеф Боден де Буомартье, первый французский композитор, живший только на гонорары за издание музыки: его кантаты продавались буржуазной публике как «миниоперы для гостиной». Эта светская кантата о богине Диане, которая превратила в оленя охотника Актеона, дерзнувшего взглянуть на божество, — действительно камерная опера в миниатюре. Буомартье соединяет традицию итальянских камерных кантат и французских лирических трагедий — свои свежие кантаты он продавал частным салонам, где выступали итальянские виртуозы, и не мог игнорировать их находки.
Франсуа Куперен
Королевский концерт № 7 соль минор
Жан-Филипп Рамо
Концерт для клавесина скрипки и баса № 5
1 La Forqueray
2 La Cupis
3 La Marais
Жан-Филипп Рамо
Концерт № 1 для клавесина скрипки и баса
1 La Coulican
2 La Livri
3 Le Vezinet
Жозеф Боден де Буомартье
Кантата «Диана и Актеон»
Ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко
Татьяна Гринденко, скрипка
Наталья Павлова, сопрано
Руст Позюмский, виола да гамба
Ульяна Ловчикова, клавесин
Камерный коллектив, созданный Татьяной Гринденко в 1999 году на базе «Академии старинной музыки». Ансамбль известен тем, что органично соединяет барочную аутентичность с современными жанрами: музыканты исполняли мировые премьеры Владимира Мартынова, Александра Бакши, Ивана Соколова и других композиторов, участвовали в мультимедийных проектах «Ночь в Галиции», «Игры ангелов и людей», «Песнь песней». Среди гастролей — ведущие фестивальные площадки Европы и США. Ансамблями «Академия старинной музыки» и Opus Posth” осуществлены многочисленные аудиозаписи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag, CCnC Records, Wergo, Deutsche Grammophon, Opus 111 и др.
Родилась в 1946 году, окончила Московскую консерваторию (класс Юрия Янкелевича и Майи Глезаровой). Лауреат конкурсов им. П.И. Чайковского и Г. Венявского, народная артистка России (2002), лауреат Государственной премии РФ (2003). Основала «Академию старинной музыки» и Opus Posth, выступала с ведущими оркестрами мира — Венским и Берлинским филармоническими, Дрезденской государственной капеллой, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса и Радио Франс, Камерным оркестром Европы, оркестрами Базеля, Милана, Турина, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и многими другими. Принимала участие во многих престижных фестивалях современной и старинной музыки. Партнерами Татьяны Гринденко по сцене были Кирилл Кондрашин, Курт Мазур, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Федор Глущенко, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Валерий Афанасьев, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Ирена Графенауэр, Андреас Штайер, Франс Брюгген, Алексей Любимов, Александр Князев и многие другие. Для Татьяны Гринденко писали такие композиторы, как Альфред Шнитке, Арво Пярт, Владимир Мартынов, Луиджи Ноно, Валентин Сильвестров, Александр Бакши и др.
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории (альт, композиция). Играл в ансамблях «Солисты Екатерины Великой», Laterna Magica, The Pocket Symphony; лауреат конкурса ван Вассенара (Гаага). Кроме гамбы владеет барочным и современным альтом, пишет собственные необарочные партитуры и руководит проектом Novoselie.
Солистка Московской филармонии, постоянно сотрудничает с «Академией старинной музыки». Обладательница премий «Серебряный лев» международного фестиваля в Нарни, «Чистый звук» в номинациях «Опера» и «Камерная музыка» и др. В репертуаре певицы значительное место занимает современная музыка, она исполнила мировые премьеры сочинений, специально для нее написанных композиторами Владимиром Мартыновым, Джованни Соллимой, Ираидой Юсуповой, Венусом Реем-младшим и др.
Российская клавесинистка и пианистка, обучалась в Консерватории им. Г.Ф. Генделя (Галле), Московском колледже им. Гнесиных и Московской консерватории (ФИСИИ). Лауреат специального приза «Искусство импровизации» конкурса клавесинистов им. В. Ландовской (Италия, 2019), стипендиат Австрийской барочной академии. Выступает на фортепиано, клавесине и хаммерклавире, совмещая раннюю музыку и новейший репертуар; сотрудничает с MusicAeterna, Reheard и Opus Posth. Выступала в концертных залах Италии, Франции, Чехии, Германии, Австрии, Испании.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.