Пятидесятые — мрачное время, во многом сформировавшее весь советский послевоенный проект. Историк Евгений Добренко, автор двухтомника «Поздний сталинизм. Эстетика политики», полагает, что именно в нем — корни нынешнего ресантимента и вообще всего современного политического российского дискурса. Для истории советской музыки пятидесятые неразрывно связаны с последствиями 1948 года — постановления ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» Ван Мурадели, которое громило «антинародных формалистов», по совместительству — лучших композиторов страны: Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Прокофьева, Московского. Но в 1953-м умирает Сталин, в 1956-м Хрущев читает доклад «О культе личности и его последствиях», еще через пару лет обвинения в формализме с большинства композиторов будут сняты — в воздухе запахнет оттепелью.
Мрачные и задумчивые «Четыре монолога на стихи Пушкина» написаны Шостаковичем в стол, за год до смерти Сталина. Герман Галынин — талантливый композитор со сложной судьбой: бывший детдомовец, он учится в консерватории у Шостаковича и Мясковского, вместе с ними попадает под каток борьбы с формализмом и не справляется с этим ударом — в 1951-м у него диагностируют шизофрению. Остаток жизни он проведет в больницах и психиатрических клиниках, однако продолжит активно писать музыку, и его второй струнный квартет (1956) — сочинение, полное и драмы, и лирики. Безусловной надеждой дышит и Симфониетта для струнного оркестра Бориса Чайковского, написанная в 1954-м.
Завершением всего цикла «Холода: новая музыка в СССР между революцией и оттепелью» станет концерт для струнного оркестра «Repatriation» Ивана Эпштейна, который молодой композитор посвятил оркестру Prometheus. Несмотря на то, что музыка написана в 2024 году, она тесно переплетается с послевоенным десятилетием. Как писал композитор Борис Филановский, мы все должны убить в себе Шостаковича, чтобы иметь возможность двигаться дальше.
Дмитрий Шостакович. Четыре монолога на стихи Александра Пушкина для баса и фортепиано
Герман Галынин. Струнный квартет № 2
Борис Чайковский. Симфониетта для струнного оркестра
Иван Эпштейн. Концерт для струнного оркестра «Repatriation»
Камерный оркестр Prometheus
Автор и организатор проекта, художественный руководитель и дирижер — Михаил Калицкий
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.