Interbellum — в этом названии, означающем конкретный исторический период между двумя войнами, слышны разные корни: bella — красавица, bell — колокол («Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе»), bellum — собственно война, inter — между, международное
Красавицы межвоенного времени, красота, которая не спасла мир, — об этом проект Interbellum. И посвящен он героиням своего времени, звездам Парижа и Москвы, Ленинграда и Берлина, Праги и Амстердама. А откроет проект программа «Поэма без героя» — прямо в годовщину окончания войны, 8 мая — по названию одного из самых трагических стихотворений Анны Ахматовой. Это женская музыка и музыка на женские стихи.
Голландские композиторы Хенриетта Босманс и Марьо Таль — современницы Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, главных женских лиц отечественного Интербеллума. Босманс, дочь скрипача Royal Concertgebouw Orchestra и преподавательницы фортепиано Амстердамской консерватории, дебютировала как пианистка в 1915 году. Ее блестящей карьере помешала война — выступать удавалось только на полулегальных домашних концертах, известных как «черные вечера» (окна на них были затемнены или зашторены, чтобы с улицы не было видно, что происходит внутри). Когда и эта возможность исчезла, Босманс сконцентрировалась на написании музыки, а самым плодотворным периодом для нее станут первые послевоенные годы. В частности, она много пишет для своей подруги, французской меццо-сопрано Ноэми Перуджа. Но тревоги войны подкосили ее здоровье, она умрет в 1952 году в возрасте 56 лет.
Марьо Таль, тоже начинавшая как виртуозная пианистка, проведет военные годы еще более тяжелым образом — скрываясь от преследований гестапо по тайным квартирам. Она начинает писать музыку, но во время одного из полицейских рейдов теряет все свои первые сочинения. После войны она остается в Голландии, почти не дает интервью, никогда не рассказывает про годы оккупации и интенсивно пишет музыку — сначала преимущественно песни на стихи французских поэтов, затем — испанских, голландских, русских. Число этих песен приближается к двум сотням. В 1988 году она, не делая громких заявлений, эмигрирует в Израиль, где доживет до 91 года.
На концерте также будет исполнен ранний вокальный цикл Сергея Прокофьева на стихи Анны Ахматовой.
Перед началом концерта — показ короткометражного документального фильма Патрисии Вернер Линз про Марьо Таль (11 минут, BubbleEyes).
Хенриетте Босманс. Восемь французских песен (1920, 1921, 1950, 1951)
Марьо Таль. Шесть песен на стихи русских поэтов (1975)
Сергей Прокофьев. Пять стихотворений Анны Ахматовой для голоса и фортепиано (1916)
Зоя Церерина, сопрано, заслуженная артистка Татарстана, солистка Большого театра
Юлия Бройдо, фортепиано и вступительное слово
Патрисия Вернер Линз — режиссер-документалист, живущая в Амстердаме. Некоторые ее короткометражные фильмы о женщинах-композиторах и художницах входят в коллекцию Амстердамского музея. Вот уже более двадцати лет ведет передачу Radio Monalisa на голландском общественном радио — она посвящена, в основном, музыке современных женщин-композиторов. Также Патрисию знают под псевдонимом Rae Milford — под этим именем она пишет тексты и музыку, записывает и исполняет собственные арт-поп-композиции.
Interbellum — часть проекта Forbidden Music Regained, события в рамках которого уже прошли в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, нижегородском Арсенале, Мемориальной синагоге и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Куратор проекта — Валерия Гороховская.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.