ДК Рассвет и оркестр Prometheus продолжает цикл концертов «Холода», посвященный первой волне советского авангарда — музыке СССР до хрущевской оттепели. Один концерт — одно десятилетие. Название цикла вдохновлено одноименной песней Леонида Федорова: в начале каждого концерта она будет исполнена в новой аранжировке. Образ холодов не случаен: большинство сочинений, представленных в программе, были подвергнуты суровой официозной критике, а их авторы — гонениям со стороны власти.
Программа третьего концерта цикла посвящена советской музыке 40-х годов. Все это десятилетие пропитано войной. Одним из самых популярных музыкальных жанров в то время была массовая песня, доступная простому слушателю и не требующая профессиональных навыков для исполнения. Однако композиторы не переставали совершенствоваться в академических жанрах. Работа не прекращалась в эвакуации, в блокаде, в окопах — и лагерях.
Дмитрий Шостакович пишет свои саркастические «Десять песен Шута» в 1941 году для театральной постановки, которые встретили в советской прессе скорее сдержанное непонимание. Певучая и одновременно горькая соната для скрипки и альта Шебалина, законченная в 1944 году, тоже кажется выбивающейся из складывающегося канона и скорее напоминает о том, что в 1920-х ее автор был одним из ярчайших участников Ассоциации современной музыки. Он может себе это позволить: в 1943-м он получил Сталинскую премию за «Славянский квартет». Но даже вторая Сталинская премия (1947) не спасет его от разгрома за формализм в 1948 году.
Трагическая Симфоническая ария для виолончели и струнного оркестра Гавриила Попова, завершенная в 1945-м, формально посвящена памяти Алексея Толстого, но ее можно счесть скорбным музыкальным памятником всем жизням, которые унесла война.
В 1946 году, после окончания консерватории, пишет свое первое большое сочинение Галина Уствольская — и сразу демонстрирует свой парадоксальный, ни на что не похожий, мрачновато-увесистый, жесткий, даже брутальный стиль: рояль здесь используется практически как ударная установка. Здесь еще можно расслышать влияние учителя — Дмитрия Шостаковича — но от него она избавится очень быстро.
Дмитрий Шостакович. Десять песен Шута из музыки к трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир»
Виссарион Шебалин. Соната для скрипки и альта
Гавриил Попов. Симфоническая ария для виолончели и струнного оркестра
Галина Уствольская. Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр
Камерный оркестр Prometheus
Автор и организатор проекта, художественный руководитель и дирижер — Михаил Калицкий
Солисты
Петр Айду, фортепиано
Михаил Пейсель, виолончель
Елизавета Кизель, скрипка
Вероника Субботина, альт
Дмитрий Пикутский, бас-баритон
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.