ДК Рассвет представляет вечер, который соединит два фортепианных трио, — трио си-бемоль мажор Людвига ван Бетховена и трио Моисея Вайнберга.
Бетховен радикально преобразовал жанр фортепианного трио, превратив его из камерной светской формы, популярной в эпоху классицизма, в полноценный концертный жанр. До него в трио обычно доминировало фортепиано, а скрипка и виолончель часто выполняли аккомпанирующую роль. Таким жанр трио был у Гайдна и раннего Моцарта. Бетховен изменил этот баланс в пользу сложного взаимодействие между партиями, где каждый инструмент самостоятелен и значим. Трио си-бемоль мажор — образец бетховенского «большого стиля», преодолевающий границы камерной музыки и приближающийся к симфонической композиции. На премьере в 1814 году партию фортепиано исполнял сам автор. Это стало последним публичным выступлением Бетховена-пианиста: вскоре усиливающаяся глухота лишила его возможности концертировать.
Фортепианное трио си-бемоль мажор оказалось вершиной жанра и оказало огромное влияние на всех композиторов после Бетховена — от Шуберта, Брамса и Мендельсона до Моисея Вайнберга, чье фортепианное трио op. 24 прозвучит во второй части концерта. Объединяет их, впрочем, еще и история дружбы, стоящая за каждым из сочинений. Бетховенское трио носит подзаголовок «Эрцгерцог» и посвящена эрцгерцогу Рудольфу — ученику, покровителю и другу композитора. Младший сын императора Леопольда II, будучи большим любителем музыки, долгое время брал уроки игры на фортепиано и композиции у Бетховена, а впоследствии исправно выплачивал ему ежегодную субсидию, лишь бы тот оставался в Австрии и продолжал работать над новыми сочинениями. Учитель и ученик посвящали друг другу разные произведения, и если то, что написал композитор-любитель, ныне забыто (например, сорок фортепианных вариаций на тему песни Бетховена «К надежде»), то 14 (!) произведений Бетховена, посвященные Рудольфу, звучат по всему миру по сей день — в том числе четвертый и пятый фортепианные концерты, «Торжественная месса» и фортепианная соната op. 106 «Hammerklavier».
Спустя 130 лет после выхода этого трио, в 1941 году, находясь в эвакуации в Ташкенте, молодой композитор Моисей Вайнберг знакомится с Дмитрием Шостаковичем. Более тридцати лет музыкантов будет связывать крепкая дружба: они много общаются, делятся творческими планами, показывают друг другу свои новые сочинения и даже вместе исполняют и записывают музыку. В 1945 году, уже находясь в Москве, Вайнберг пишет фортепианное трио op. 24 — сочинение, в котором можно проследить как развитие гармонических и метро-ритмических находок Бетховена, так и бесспорную связь с написанным годом ранее ми-минорным трио Шостаковича.
Людвиг ван Бетховен. Фортепианное трио си-бемоль мажор op. 97
Моисей Вайнберг. Фортепианное трио op. 24
Андрей Забавников, скрипка
Арсений Безносиков, виолончель
Екатерина Реннер, фортепиано
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.