Новая программа ансамбля im Spiegel вдохновлена вагнерианством — вагнеровской хроматической томительностью, создающей ощущение подвешенного времени и отсутствия устойчивого тонального центра, ощущением предчувствия, которое никак не находит разрешения. Каждый номер программы «Прелюдии к Тристану» — замкнутый микромир, прекрасный и пугающий, наполненный сомнениями.
Самого Вагнера здесь нет, но программа полна отсылок к его системе лейтмотивов и лейттембров. Так, лейттембр образа Тристана достался фортепиано, которое присутствует в каждом номере (даже, неочевидным образом, в пьесах Веберна для струнного квартета — благодаря связи этого сочинения с фортепианными опусами Шопена и Шумана), и в каждом раскрывается по-своему. Форма же программы вдохновлена использованной в «Тристане» идеей цепочки неустойчивых аккордов. Каждый номер кажется прелюдией к следующему, однако этот следующий обманывает ожидания, не дает ответов и сам оказывается прелюдией. Нарастает томление, кажущееся бесконечным. Лишь в финале оно находит разрешение в квинтете Франка.
Программу открывает сочинение позднего, модернистского, периода Ференца Листа — «Серые облака». В короткой медитативной пьесе Лист документирует предчувствие перемен в искусстве, да и мире в целом. «Серые облака» — пролог, а ее тема — лейтмотив всей программы. Финальные аккорды оставляют открытый вопрос подобно Тристан-аккорду Вагнера.
Маленькую виолончельную сонату Пауль Хиндемит написал для жены, которая начала освоение виолончели в довольно зрелом возрасте. Начинаясь с уверенных реплик, к третьей части соната вдруг приоткрывает ни на что не похожий хрупкий мир, в котором виолончель вступает в диалог с мерцающими формулами партии фортепиано.
В «Прелюдиях к Тристану» немецкий композитор Ханс Вернер Хенце не впервые обращается к образу Тристана. Он писал: «Так же, как и у Вагнера, моя гармония, кажется, жаждет некой недостижимой цели, обладание которой постоянно откладывается в ходе вновь и вновь возникающих вопросов. Вагнеровская музыка, однако, содержит в себе нечто слепящее, исключительное, всеобъемлющее и ритуальное, в то время как моя прохладна, как раннее утро. В ней есть что-то мраморное, монументальное и внеличностное».
В «Пяти пьесах для струнного квартета» Веберн прибегает к миниатюре, мелким раздробленным мотивам, которые в свою очередь использовали Шопен и Шуман. «Эта до предела напряженная сосредоточенность, максимальная концентрация мысли, этот взор, вглубь себя обращенный, — характернейшая черта личности Веберна», — писал Друскин. В отличие от лаконизма Шопена, лаконизм Веберна связан с отходом от всяких жанровых ассоциаций, от видимых связей с реальными прообразами внешней жизни.
И, наконец, эта бесконечная цепь прелюдий находит свое разрешение в квинтете Сезара Франка, который становится кульминацией программы. В гармоническом и композиционном отношении Франк развивает именно вагнеровские идеи. Святослав Рихтер называл этот квартет аналогом «Страстей по Матфею» в камерной музыке, равному которому в фортепианной литературе ничего нет, и добавлял, что «надо очень мало накануне спать, чтобы это хорошо сыграть».
Ференц Лист. Серые облака (Михаил Турпанов)
Пауль Хиндемит. Маленькая соната для виолончели и фортепиано (Давид Ежов, Михаил Турпанов)
Ханс Вернер Хенце. Прелюдии к Тристану для фортепиано (Михаил Турпанов)
Антон Веберн. Пять пьес для струнного квартета (Деннис Гасанов, Мария Цуварева, Дарья Демидова, Давид Ежов)
Сезар Франк. Фортепианный квинтет (Деннис Гасанов, Мария Цуварева, Дарья Демидова, Давид Ежов, Михаил Турпанов)
Михаил Турпанов, фортепиано
Деннис Гасанов, скрипка
Мария Цуварева, скрипка
Дарья Демидова, альт
Давид Ежов, виолончель
Проект im Spiegel был придуман кругом единомышленников, объединенных интересом к новой академической музыке и барочной традиции. Ансамбль ставит перед собой цели глубокого исследования исполняемого материала, поиск новых смыслов и связей, погружение музыки в современный контекст. В его состав вошли молодые московские музыканты, участники различных фестивалей и образовательных проектов, среди которых Дягилевский фестиваль, практикум МАСМ, школа «Молот», Gnesin Contemporary Music Week и др. Художественный руководитель — Мария Магиева.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.