Четвертый концерт цикла Schönberg 150 посвящен произведениям Шенберга для небольших камерных составов.
Духовой квинтет — одно из первых сочинений, в котором Шенберг в полной мере воплотил свою новую додекафонную композиторскую систему. Такой метод подразумевает построение музыкальной ткани из неизменяемого звукоряда — 12 полутонов, последовательность которых называют серией. Сочинение строится на основе этой серии так, что использовав ноту один раз, ее нельзя использовать, не введя в оборот все остальные ноты серии. Процесс музыкального развития в такой рационально выстроенной музыке оказывается детерминирован.
Может ли математически выверенная структура выражать сложные эмоции? Доступны ли додекафонии радость или ликование? Сюита для семи инструментов ор. 29 с легкостью демонстрирует: еще как. Безмятежная, жизнерадостная музыка написана в период относительного спокойствия — в 1923 году композитор женится на Гертруде Колиш. Именно ей посвящена четырехчастная пьеса, полная танцевальных ритмов, ее инициалами G-Es (Gertrud Schoenberg) проникнуты музыкальные темы.
После эмиграции из охваченной фашизмом Германии творчество Шенберга меняется — в него проникают социальные и политические мотивы. Тема борьбы с тиранией и ненадежности любой, даже самой сильной власти воплощена в пьесе для фортепианного квинтета и низкого голоса «Ода Наполеону Бонапарту» на текст Байрона. Шенберг описывал выбор темы так: «Лига композиторов попросила меня (1942) написать камерное музыкальное произведение для их концертного сезона. В нем должно быть задействовано только ограниченное количество инструментов. У меня сразу возникла идея, что это произведение не должно игнорировать волнение, вызванное в человечестве преступлениями, которые спровоцировали эту войну. Я вспомнил „Женитьбу Фигаро“ Моцарта, поддерживающую отмену „закона первой ночи“, „Вильгельма Телля“ Шиллера, „Эгмонта“ Гете, „Эроику“ и „Победу Веллингтона“ Бетховена, и я знал, что моральный долг интеллигенции — выступить против тирании».
Духовой квинтет, ор. 26
«Ода Наполеону Бонапарту», ор. 41
Сюита, ор. 29
Камерный оркестр «Околобаха» основан в 2020 году. В состав молодого коллектива вошли инициативные студенты и выпускники Московской консерватории, являющиеся лауреатами многих международных конкурсов. Оркестр выступает на концертных площадках Москвы. В сферу его интересов входит не только репертуар эпохи барокко и ранней классики, но также советский авангард, зарубежная музыка ХХ века и творчество современных композиторов. Коллектив специализируется на историчном звучании и вдумчивой интерпретации музыкального текста. Художественный руководитель и дирижер — Максим Бетехтин.
Елизавета Максимова, флейта
Андрей Матюхин, гобой
Дмитрий Скородумов, кларнет
Никита Моисеев, валторна
Александр Карачевцев, кларнет-пикколо
Алексей Филатов, бас-кларнет
Кирилл Лашевич, фагот
Анастасия Кухтина, скрипка
Агаша Григорьева, скрипка
Серафима Вепринцева, альт
Георгий Ткачев, виолончель
Полина Желиба, фортепиано
Екатерина Белых, фортепиано
Семен Мусатов, чтец
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.