Рубеж ХIX и XX веков — сумеречное время истории, эпоха ожидания великих потрясений. Вероятно, поэтому экспрессионистская музыка Шёнберга наполнена образами ночи. Второй концерт цикла Schönberg 150 посвящен музыкальным воплощениям сумеречного, ночного и сновидческого.
Первая пьеса программы — «Серенада» (ор. 24) — первая крупная пьеса композитора, написанная в разрабатываемой им в то время (1920–1923) технике додекафонии. Композитор исследует возможности и границы нового музыкального языка — замкнутой системы из 12 не повторяющихся тонов. Сверхновую технику Шенберг сочетает со старинными музыкальными формами, использует текст Франческо Петрарки и тембры гитары и мандолины. На концерте в ДК партию баритона исполнит солист Нижегородского академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина и Камерной сцены Большого театра России Константин Сучков.
Вторая пьеса — песня на стихи символиста Мориса Метерлинка «Побеги сердца» (ор. 20). В ней сновидческие образы воплощаются при помощи изысканной инструментовки: Шенберг использует редкое (если не уникальное) сочетание фисгармонии, челесты и арфы. Виртуозная вокальная партия требует от сопрано владения экстремально высокими тесситурами и точными градациями piano. Ее на концерте в ДК исполнит участница молодежной программы Геликон-оперы Наталья Смирнова. Концертная судьба «Побегов сердца» оказалась странной: с первого же исполнения (на котором зрительный зал, по словам Альбана Берга, «забывал дышать») пьеса была тепло принята публикой, но несмотря на это чрезвычайно редко исполняется.
«Лунный Пьеро» (ор. 21) — одно из самых знаменитых сочинений Шенберга, библия авангарда. Стравинский называл его «солнечным сплетением, солью музыки начала XX века». Написанная на тексты Альбера Жиро в переводах Отто Эриха Хартлебена, мелодрама для голоса и пяти инструментов состоит из 21 камерной пьески — это своего рода карнавал, объединенный общим героем — Пьеро. Для «Лунного Пьеро» Шенберг изобрел новый способ мелодекламации — Sprechgesang (буквально «речепение», а премьера цикла потребовала от исполнителей 25 репетиций, и до сегодняшнего дня остается вызовом для музыкантов и солистов. На концерте в ДК эту сложносочиненную партию исполнит Алиса Тен.
Ноктюрн — одно из самых ранних сочинений Шенберга, позднеромантическая, несколько наивная вещь, написанная во время учебы у Александра Цемлинского. Пьеса, в премьерном исполнении которого участвовал сам композитор (партия виолончели), долгое время считалось утраченной, пока в начале 2000-х не была найдена в библиотеке конгресса США — благодаря чему дата композиторского дебюта была отодвинута на год ранее. В ДК партию скрипки-соло исполнит артист камерного ансамбля «Солисты Москвы», солист ансамбля «Questa Musica» Михаил Фейман.
Серенада, op. 24
«Побеги сердца», op. 20
«Лунный Пьеро», op. 21
Ноктюрн для арфы и струнных (1895–1896)
Константин Сучков, баритон
Алиса Тен, сопрано
Наталья Смирнова, сопрано
Михаил Фейман, скрипка
Камерный оркестр «Околобаха» основан в 2020 году. В состав молодого коллектива вошли инициативные студенты и выпускники Московской консерватории, являющиеся лауреатами многих международных конкурсов. Оркестр выступает на концертных площадках Москвы. В сферу его интересов входит не только репертуар эпохи барокко и ранней классики, но также советский авангард, зарубежная музыка ХХ века и творчество современных композиторов. Коллектив специализируется на историчном звучании и вдумчивой интерпретации музыкального текста. Художественный руководитель и дирижер — Максим Бетехтин.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.