ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ

Сольный концерт Риада Маммадова

Концерты 12+

В новой программе «Lieder ohne Worte» («Песни без слов») Риад Маммадов соединяет музыку раннего и позднего Брамса с Рахманиновым и своими собственными сочинениями.

Это вечер перекличек и цитат: три интермеццо Брамса — темы, мотивы, фортепианные приемы — словно бы продолжаются в музыке Маммадова. Иногда практически точными парафразами, иногда полунамеком, гадательно. В этих приемах слышны и другие влияния — репетитивные модели американского минимализма, сентиментальность, горечь и мощь русской фортепианной школы и осторожная всеядность бакинского джаза.

Именно сочинения Брамса задают тон вечера, и этот тон едва ли можно назвать увеселительным. Написанные в 1892 году три интермеццо музыкальный критик Эдуард Ганслик назвал «монологами», произведениями «глубоко личного и субъективного характера». Смысл этих монологов современники расшифровывали однозначно: так, средняя часть второго интермеццо ми минор кажется биографу Брамса Вальтеру Ниманну изображением «человека, стоящего на фоне мрачного, порывистого осеннего ветра». Первой же предпослан эпиграф из старинной шотландской баллады: «Спи, малыш, лежи спокойно, спи! Мне горько видеть, как ты плачешь». Утешая, заговаривая беду, Брамс рисует картину тяжелого взросления, ответственности и стойкости — или, как многим казалось, безысходности и меланхолии, связанной с брамсовскими переживаниями собственного старения.

Маммадов сталкивает это сочинение с пьесой, написанной совсем молодым Брамсом — в 1851-м, когда было создано скерцо op. 4, ему нет и двадцати. Шуман в ответ напишет пьесу «Новые пути» и с удовольствием расхвалит сочинения молодого композитора, «бурные по духу и изящные по форме». В кураторской трактовке Маммадова концерт оказывается высказыванием об этих путях, близким по духу гамлетовским сожалениям о «начинаньях, взнесшихся мощно». «Так трусами нас делает сомненье», — мог бы сказать молодой и порывистый Брамс себе же 60-летнему. Но финальное слово все же остается не за ним — концерт заканчивается исполнением одного из наиболее изобразительных, ярких и сложных трансцендентных этюдов Сергея Рахманинова. Этюд из последнего цикла, написанного Рахманиновым перед эмиграцией, начисто лишен элегичности и лиризма — одна суровая сумрачность, энергия, тревожность и неподдельная ярость.
 

ПРОГРАММА

Иоганнес Брамс. Три интермеццо, оp. 117
Риад Маммадов. Lieder Ohne Worte. The Eastern Promises. Song without words (Istanbul Memories)
Иоганнес Брамс. Скерцо, оp. 4
Сергей Рахманинов. Этюд-картина № 1, оp. 39
 

РИАД МАММАДОВ

Пианист Риад Маммадов в своей творческой деятельности сочетает разные жанры и музыкальные направления. В Москву он переехал из Баку, где родился, вырос и впервые встретился с фортепиано, а также с классикой и джазом, которые вскоре стали главным предметом его интересов. Окончив Московскую консерваторию и аспирантуру по специальности «фортепиано», а также теоретическую аспирантуру как музыковед, он, оставаясь академическим исполнителем, развивает в России и мире направления мугам и джаз-мугам. Восток проникает в программы музыканта и впрямую, и иносказательно, выражаясь в манере исполнения, найденных интонациях и мотивах. Публике пианист знаком по сольным концертам и совместным проектам с дирижером Теодором Курентзисом и его оркестром musicAeternа, а также по альбомам с классическим, джазовым и авторским репертуаром.

Поделиться:

43 дня назад
16 марта 19:30–21:30

Москва
Столярный переулок 3к15
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов