Посвящения в струнных квартетах (и вообще в камерной музыке) — дело нередкое. Нередко композиторы посвящали их своим меценатам и благодетелям или августейшим лицам, от которых можно было ожидать выгодный заказ. Позже главными благодетелями композиторов стали музыканты, первыми готовые исполнить новую музыку.
Шостакович с удовольствием посвящал квартеты «бетховенцам» (участникам квартета им. Бетховена, первым исполнителям многих его струнных квартетов), но также и друзьям и близким людям. Осенью 1962 года он женился на Ирине Супинской, литредакторе издательства «Советский композитор» — ей он и посвятил свой Девятый квартет (1964). «У нее имеется лишь один большой недостаток: ей двадцать семь лет, — писал он своему другу Виссариону Шебалину. — В остальном она очень хорошая, умная, веселая, простая, симпатичная. Носит очки, буквы „л“ и „р“ не выговаривает
В этом отношении жизнь меня побаловала». Кажется, что и задумывался квартет в таком же благодушном настроении, и должен был быть простым, почти детским. Однако в процессе получилась пятичастная вещь почти симфонического размаха, цитирующая колыбельную Мари из «Воццека» Альбана Берга — не самая очевидная цитата для свадебного подарка (сюжет оперы строится вокруг болезненной ревности и измен главной героини, убийством которой все заканчивается).
Десятый квартет он пишет в том же 1964 году, в Доме отдыха композиторов в Дилижане. Он посвящен другу и соратнику Шостаковича, композитору Мечиславу Вайнбергу. Несмотря на разницу в 13 лет, они близко общались и очень ценили музыку друг друга. Начинающийся обманчиво просто, Десятый также быстро вырастает до симфонического масштаба, бравируя острыми контрастами и по-настоящему яростными фрагментами (вторая часть, Alegretto, носит подзаголовок «furioso»).
Вместе с квартетами Шостаковича будет исполнен Струнный квартет Витольда Лютославского, датированный тем же 1964 годом. Интерес советских композиторов к польским коллегам был огромен, впрочем, обратное едва ли верно — Лютославский гораздо больше интересовался идеями «второго авангарда», и свой первый (и единственный) струнный квартет построил на радикальной идее некоммуникабельности: у квартета нет единой партитуры, а каждый из участников трактует свою партию в довольно широких, хотя и контролируемых автором пределах.
Дмитрий Шостакович
Струнный квартет № 9 Ми-бемоль мажор, соч. 117 (1964)
Струнный квартет № 10 Ля-бемоль мажор, соч. 118 (1964)
Витольд Лютославский
Струнный квартет (1964)
Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Ксения Жулева, альт
Ольга Калинова, виолончель
OpensoundOrchestra — это сообщество ведущих музыкантов Москвы, которые специализируются на современной музыке. Легко трансформируясь из симфонического оркестра в ансамбль солистов и струнный квартет, они участвуют в самых смелых музыкальных проектах, охватывающих как новейшее звуковое искусство, так и смежные территории — барокко, классики, театральной и киномузыки.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.