Музыка не может иметь политическое содержание политики — так считают многие, но этот тезис опровергнут целой плеядой выдающихся композиторов XX века. Сопрано Мария Остроухова собрала в своей программе самые яркие примеры вокальных сочинений прошлого столетия, имевших и сохраняющих сегодня непосредственное политическое значение и звучание.
В центре программы — сочинения Ханса Эйслера, немецкого композитора, который был вынужден покинуть Германию в 1938 году. Песни на стихи других эмигрантов — итальянского философа Игнацио Силоне (бежавшего от фашизма в 1929-м) и немецкого драматурга Бертольда Брехта (бежавшего от нацизма в 1933-м) — посвящены теме изгнания («Кантата в изгнании», «О пребывании в изгнании»), приходу фашизма («Римская кантата», «Баллада о еврейской шлюхе Мари Сандерс»). «Немецкое мизерере» из антивоенной комической драмы Брехта «Швейк во Второй мировой войне» соседствует с «Песней о спросе и предложении» из экспериментальной агитпропдрамы Брехта «Высшая мера» (1930) и «Балладой о негре Джимми» (1932) — обманчиво жизнерадостной кабареточной вещице о судьбе чернокожего, повешенного за отношения с белой женщиной.
Еще один беглец из Германии, композитор Штефан Вольпе, эмигрировавший сперва в Швейцарию, затем в Палестину и, наконец, в Америку, представлен «Приказом № 2 по армии искусств» — зонгом на стихи Владимира Маяковского. Два не слишком часто исполняемых сочинения Дмитрия Шостаковича на стихи Цветаевой — «Поэт и царь» и «Нет, бил барабан» (1973) — напоминают о потаенной традиции позднесоветского политического высказывания. А пьеса Курта Вайля «Шикльгрубер» (1942) — о песне, работающей как агитационная листовка (причем буквально — листовки с ее текстом разбрасывались над Германией во время союзнических авианалетов).
Актуальное дополнение к программе — мировая премьера сочинения Дмитрия Капырина «Les traits du ciel» («Очетания неба». 2023) на стихи Пьера Реверди, французского поэта-сюрреалиста, после захвата Франции фашистами ушедшего в партизаны и присоединившегося к Сопротивлению. «Les traits du ciel» написаны в 1929 году и окрашены скорбью по жертвам Первой мировой.
Дмитрий Капырин
Les traits du ciel (Очертания неба), 2023. Мировая премьера.
Ханс Эйслер
Kantate im Exil (Кантата в изгнании),1935
Über die Dauer des Exils (О пребывании в изгнании), 1939
Elegie 1939 (Элегия 1939), 1939
Song von Angebot und Nachfrage (Песня о спросе и предложении), 1930
Штефан Вольпе
Decret № 2 — an die Armee der Künstler (Приказ № 2 по армии искусств), 1929
Дмитрий Шостакович
Поэт и царь, 1973
Нет, бил барабан, 1973
Ханс Эйслер
Die römische Kantate (Римская кантата), 1935
Ballade von der Judenhure Marie Sanders (Баллада о еврейской шлюхе Мари Сандерс), 1935
Ballade vom Nigger Jim (Баллада о негре Джиме), 1932
Das deutsche Miserere (Немецкое мизерере), 1943
Курт Вайль
Schickelgruber (Шикльгрубер), 1942
Родилась в 1991 году в Москве. Окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано, затем поступила в Московскую консерваторию. В 2012–2015 годах училась на вокальном факультете лондонского Королевского музыкального колледжа. Лауреат Лондонского вокального конкурса Генделя (2015, II премия), конкурса Competizione dell’Opera (2016, специальный приз), финалист лондонского конкурса «Премия Кэтлин Ферриер» (2019). Пела в Опере Тенерифе, Брукнерхаусе в Линце, Королевском фестивал-холле в Лондоне, Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве, на фестивале в Райдейле, оперном фестивале в Лонгборо, генделевских фестивалях в Лондоне и Галле. В 2019 году выступала в Театро Комунале в Болонье, на Международном музыкальном фестивале «Евразия» в Екатеринбурге, в 2020–2021 годах сотрудничала с театрами Operá Nomade (Франция) и Grange Park Opera (Великобритания). Сотрудничает с дирижерами Массимо Дзанетти, Владимиром Юровским, Дмитрием Лиссом, Александром Рудиным, Василием Петренко и другими.
Родился в 1982 году в Москве. Концертную деятельность начал в раннем возрасте, в 11 лет дал первый сольный концерт в Музее А.Н. Скрябина. В 1999 году с отличием окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс Веры Носиной), в 2004-м — Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс Льва Наумова), в 2006-м – ассистентуру-стажировку МГК (класс Андрея Диева). В обширном репертуаре Павла Домбровского множество сольных и камерных произведений различных эпох и стилей. Гастролировал во многих городах России, а также в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Польше, Франции, Латвии, Южной Корее, Китае, Украине, Киргизии. Победитель II Открытого конкурса юных пианистов в Санкт-Петербурге (1996), международных музыкальных форумов в Афинах (1996) и Париже (1998), V Открытого конкурса имени Наримана Сабитова в Уфе (2002), II Международного конкурса «Русская музыка» имени М.А. Балакирева в Краснодаре (2006, Гран-при), I Международного конкурса польской музыки имени Станислава Монюшко в Жешуве, Польша (2019). Лауреат Международного конкурса имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже (2004) и IV Международного конкурса памяти Владимира Горовица в Киеве (2001); дипломант III Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского (Петербург, 1998), II Международного конкурса имени А.Н. Скрябина (Москва, 2000), XII Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2002). Доцент Российской академии музыки имени Гнесиных.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.