24. ШОСТАКОВИЧ, ДЕСЯТНИКОВ, ШОПЕН

Сольный концерт Полины Осетинской

Концерты 12+

В 1722 году Бах написал первый том «Хорошо темперированного клавира», формальным принципом которого стало использование всех 24 употребительных тональностей. Так число «24» получило особое значение в истории музыки и вызывало к жизни 24-частные циклы самых разных музыкальных стилей и эпох.

Новую программу пианистки Полины Осетинской составляют два значительных фортепианных цикла, продолжающих эту традицию. Именно к баховской модели отсылают 24 прелюдии Дмитрия Шостаковича, написанные меньше чем за два месяца, в конце 1932 — начале 1933 года. Эти миниатюры, на некоторые из которых ему требовалось не более нескольких часов, можно рассматривать как калейдоскоп мимолетных размышлений, «мыслей вслух» — это парадоксально эклектичный цикл, где гротескные мотивы и отзвуки «легкой музыки» сменяются драматическими, даже мрачными интонациями. Головокружительная быстрота смены масок и специфическая интонация смеха сквозь слезы одновременно подкупали и обескураживали слушателей — Артур Рубинштейн, главный пропагандист этого цикла, вспоминал, что на премьере миниатюр в Милане слушатели то и дело принимались хохотать. Почти 20 лет спустя Шостакович напишет еще один цикл из 24 прелюдий и фуг, и на этот раз спрятаться за масками ему не удастся — его пьесы, казалось бы, лишенные всяческой идеологии, будут громить за «клевету за советскую действительность».

«Буковинские песни» Леонида Десятникова — еще одна попытка и возможность пересмотреть традицию 24 прелюдий во всех 24 тональностях. Автор признавался, что формально ориентировался именно на прелюдии Шостаковича (и отчасти — на шопеновский цикл прелюдий). Между ними действительно можно найти много общего — от богатой жанровой палитры до саморефлексии, острой характерности и широкого эмоционального диапазона. Десятников на протяжении всей своей долгой творческой биографии практически не обращался к мелодиям своего детства — он сделал это лишь в 2017-м, вспомнив «музыку, которую впитал с молоком кухонной радиоточки».

Музыка Фредерика Шопена, разделяющего эти масштабные циклы, также связана с числом 24: в программу концерта включены четыре мазурки op. 24.

Международная премьера программы «24» пройдет 2 февраля 2024 года в Берлинской филармонии.

Поделиться:

100 дней назад
26 января 19:30–21:30

Москва
Столярный переулок 3к15
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов