Шенберг и Бетховен не так уж часто встречаются в пределах одного концерта, хотя их многое объединяет. «Это два удивительных мастера, которые суммировали все, что было написано до них, и в то же самое время показали путь в будущее», — говорил о них Даниэль Баренбойм. Шенберг боготворил Бетховена и часто возвращался к его сочинениям; перечисляя, чему он научился у Бетховена, Шенберг упоминает не только «искусство вариаций» и «развития тем», но и «искусство быть бесстыдно длинным или бессердечно кратким, в зависимости от ситуации». На концерте в ДК Рассвет ансамбль im Spiegel исполнит загадочный поздний 14-й струнный квартет Бетховена, поразивший несколько поколений музыкантов и слушателей, и ранний секстет Шенберга «Просветленная ночь». Оба сочинения укоренены в романтической традиции и, каждый по-своему, преодолевают ее с поразительной силой и непредсказуемостью.
Струнный секстет «Просветленная ночь» был создан молодым Арнольдом Шенбергом под впечатлением от стихотворения Р. Демеля. Радикально изменив ход развития музыки ХХ века, композитор в своем раннем творчестве подводит итог идеям романтизма. Стихотворение Демеля провозглашает идею всепрощающей любви, его сюжет строится вокруг откровенного диалога двух влюбленных, бродящих по таинственному ночному лесу. Музыка Секстета следует за литературным текстом: пять контрастных частей сменяют друг друга как пять строф. Первое исполнение в Вене вызвало бурю (в воспоминаниях Шенберг упоминает «шипение и драки в зале»), однако впоследствии стало едва ли не самым популярным и часто исполняемым его сочинением.
Четырнадцатый струнный квартет — одно из последних произведений Людвига ван Бетховена. Великий классик в конце жизни обновляет свой музыкальный язык, уходит от прежней строгости формы, впускает в свою музыку личные переживания. Смена стиля «позднего Бетховена» проходит на фоне трагических событий в его жизни — композитор переживает попытку самоубийства любимого племянника и постепенное ухудшение здоровья. Вместо привычных четырех Бетховен включает в произведение семь частей. Большое количество изменений темпа, остановок, длительное развитие одного состояния внутри частей приближает это сочинение к идеям романтизма. На современников 14-й квартет произвел совершенно гипнотическое воздействие. «Что нам остается писать после этого?» (Шуберт). «Величие, которое невозможно выразить словами» (Шуман). Вагнер так описывал свои впечатления от квартета: «Пляска мира, дикая радость, вопль боли, путешествие любви, предельное блаженство, горе, безумие, буйство, страдание; сверкают молнии, грохочут громы: и над всем этим потрясающий скрипач, повелевающий этим миром, надменно ведет его из вихря в водоворот, к краю бездны…»
ПРОГРАММА
Арнольд Шенберг. «Просветленная ночь» для струнного секстета, op. 4 (1899)
Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 14, ор. 131 (1826)
Варвара Косова
Светлана Гуржий
Семен Пахомович
Дарья Кискина
Марк Горшков
Игорь Нечаев
Проект im Spiegel был придуман кругом единомышленников, объединенных интересом к новой академической музыке и барочной традиции. Ансамбль ставит перед собой цели глубокого исследования исполняемого материала, поиск новых смыслов и связей, погружение музыки в современный контекст. В его состав вошли молодые московские музыканты, участники различных фестивалей и образовательных проектов, среди которых Дягилевский фестиваль, практикум МАСМ, школа «Молот», Gnesin Contemporary Music Week и др. В основной состав ансамбля вошли Варвара Косова (1-я скрипка), Светлана Гуржий (2-я скрипка), Семен Пахомович (альт), Марк Горшков (виолончель), при необходимости этот состав расширяется до камерного оркестра. Помимо концертной деятельности, im Spiegel планирует запустить серию подкастов, посвященную проблемам «нового исполнительства».
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.